Новые порты Северного морского пути

Новые порты Северного морского пути

Космический взгляд на модернизацию главной арктической магистрали

Темы

В рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» проводится комплексная модернизация портовой инфраструктуры. Одно из направлений программы – расширение магистральной транспортной инфраструктуры, в том числе строительство новых морских портов.

Специалисты АО «Терра Тех», компании холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») отследили появление морских портов на Северном морском пути за последние 15 лет. В работе использованы отечественные снимки высокого разрешения и данные дружественных государств.

Схема расположения новых портов СМП
Границы РФ приведены по состоянию на 01.01.2022. В отношении Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей в соответствии с законами № 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ от 04.10.2022 до 01.01.2026 действует переходный период для урегулирования вопросов интеграции субъектов в правовую систему РФ.

Порты, введенные в эксплуатацию

Варандей

Варандей – нефтеналивной порт компании «Лукойл», введенный в эксплуатацию в 2008 году. Он расположен в Ненецком автономном округе на берегу Баренцева моря. Порт обрабатывает нефть с расположенных неподалеку Медынского, Тобойского и Мядсейского месторождений и газ с шельфового месторождения Приразломное. Его проектная мощность составляет 12 млн тонн в год. Варандей занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире.

Ворота Арктики

Ворота Арктики – расположенный на Ямале нефтяной терминал компании «Газпромнефть», обслуживающий Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение. Он был открыт в 2016 году. Его пропускная мощность 8,5 млн т/год.

Угольный терминал в бухте Мучке (Ванино)

Угольный терминал в бухте Мучке Хабаровского края введен в эксплуатацию в 2020 году. Это крупный перегрузочный комплекс с 2 причалами длиной по 650 м, связанный с железнодорожной сетью. Терминал будет обрабатывать до 24 млн тонн грузов в год.

Пригородное

Пригородное – порт для обработки нефти, построенный в рамках проекта «Сахалин-2» в 2009 году. Помимо нефти комплекс обрабатывает сжиженный природный газ, завод по переработке которого стал первым подобным объектом в России. Навигация круглогодичная. Пропускная способность порта – до 19 млн. тонн в год.

Сабетта

Сабетта – порт для обработки сжиженного природного газа, расположенный на побережье Обской губы Карского моря. Он был построен в рамках проекта «Ямал СПГ» для обслуживания Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Порт введен в эксплуатацию в 2014 году. Объем перевалки грузов в порту за январь-октябрь 2021 года составил 22,88 млн тонн.

Ранее «Терра Тех» проводил мониторинг ледохода и ледостава в Обской губе по радарным данным.


Строящиеся порты

Аврора

Аврора – строящийся в Приморском крае угольный порт. Его строительство планируется завершить в 2030 году. Грузооборот порта составит 35 млн тонн в год.

Индига

Индига – строящийся порт в Ненецком автономном округе. Он станет крупнейшим портом-хабом для перегрузки всех видов международных транзитных грузов. Проектная пропускная способность порта составит 40 млн тонн грузов в год. После выхода на полную мощность грузооборот порта может быть увеличен до 80 млн тонн, а к 2035 году может вырасти до 120 млн тонн.

Устье реки Индига обычно не замерзает. Транспортное плечо до Урала, Сибири, Казахстана, Дальнего Востока через морской порт в Индиге на 350 - 400 км короче по сравнению с доставкой в порт Архангельска.

Лавна

Лавна – угольный терминал Мурманского порта. Его строительство планируется закончить в 2024 году. На первом этапе терминал должен обрабатывать составит 9 млн тонн грузов в год, а после выхода на полную мощность – 18 млн тонн. Строящийся глубоководный причал длиной 660 метров будет способен принимать одновременно два крупнотоннажных балкера дедвейтом от 20 тыс. до 150 тыс. тонн. Кольский залив не замерзает, поэтому терминал будет работать круглогодично без привлечения ледоколов.

С учетом среднего водоизмещения судов в порту потребуется углубить дно.

Терминал по перегрузке сжиженного природного газа в бухте Ура

В бухте Ура Мурманской области компания «НОВАТЭК» создает терминал для обработки сжиженного природного газа. Здесь ямальские углеводороды будут перегружаться на газовозы, доставляющие сырье в Европу.

Тулома

Тулома – контейнерный терминал компании «Фосагро», расположенный в Мурманской области. Строительство планировалось завершить в 2023 году. Мощность терминала составит 4 млн тонн грузов в год с возможностью увеличения до 6 млн тонн.

Ударник

Ударник – строящийся в Мурманской области рефрижераторный терминал для обработки и хранения морепродуктов и других охлажденных грузов, строящийся для компании «Норебо». Его планируемая мощность – 800 тыс. тонн. Строительство терминала находится на начальной стадии, а завершить его планируется в 2026 году.

Утренний

Утренний – терминал для обработки сжиженного природного газа, строящийся для компании «НОВАТЭК». Проект реализуется на базе Утреннего месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. Ожидаемый срок запуска первой линии – 2022–2023 годы. Мощность будущего терминала – 21,6 млн тонн в год.

«Утренний» является участком №2 морского порта Сабетта и строится в рамках проекта «Арктик СПГ – 2».

Ранее «Терра Тех» проводил спутниковый мониторинг строительства входящего в проект «Арктик СПГ – 2» завода по производству плавучих платформ для сжижения природного газа.

Заключение

В 21 веке на Северном морском пути появилось более 10 новых портов, ряд из которых еще строится. Рост числа портов позволит использовать главную арктическую магистраль более эффективно и обеспечить безопасное судоходство.

Космический мониторинг позволяет дистанционно контролировать реконструкцию и строительство как транспортных, так и промышленных объектов, благодаря чему можно снизить число выездных проверок.

Ранее «Терра Тех» проводил мониторинг строительства трансграничных мостов.


Хотите быть в курсе актуальной информации?
Вы успешно подписались на нашу рассылку!