Северный морской путь: мониторинг ледохода в Обской губе

Северный морской путь: мониторинг ледохода в Обской губе

Формирование карт ледовой обстановки с помощью космических снимков

Темы

В 2022 году отмечается 90-летие существования Северного морского пути как единой транспортной магистрали вокруг северного побережья Евразии: в 1932 году экспедиция под руководством Отто Шмидта впервые прошла весь маршрут за одну навигацию.

Развитие Северного морского пути (СМП) – стратегическая задача в рамках освоения российской Арктики. Это основной способ снабжения северных регионов страны и вывоза природных ресурсов. Объем грузоперевозок, составивший в 2019 году 31,5 млн т, планируется увеличить до 160 млн т к 2035 году.

Большую часть года акватория СМП покрыта льдом: продолжительность открытой навигации различается от моря к морю и составляет от 2 до 4 месяцев, поэтому проход разрешен только судам ледовых классов. В зависимости от погодных условий, маршрут может быть преодолен за 7-15 дней.

Экономическое значение СМП
  • сокращение сроков и себестоимости грузоперевозок
  • развитие прибрежных территорий
  • увеличение налоговых поступлений в бюджеты регионов
  • развитие флота ледового класса

Природные ресурсы по маршруту СМП
  • медь, никель, железо Кольского полуострова
  • медно-никелевые руды и платиноиды Норильска
  • шельфовые углеводороды Карского моря
  • природный газ Ямала
  • олово и золото Чукотки
  • нефть и газ Сахалина

Схема Северного морского пути

Безопасное судоходство

Ледокольная проводка судов позволяет обеспечить круглогодичную, безопасную и быструю навигацию по СМП. Для ее планирования необходимо постоянное наблюдение за ледовой обстановкой. Оперативнее всего изменения фиксируются с помощью данных спутниковой съемки: важно быстро оценить характеристики ледового режима на большой площади.

По спутниковым данным формируются и обновляются карты ледовой обстановки, на которых обозначены крупные ледяные поля, трещины, торосы, полыньи, айсберги и направление их движения, классифицируются ледовые массы.

Специалисты АО «Терра Тех», дочерней компании АО «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), провели мониторинг ледовой обстановки в Обской губе: здесь находится Сабетта - один из основных портов СМП, предназначенный для освоения углеводородов Ямала. На Кольском полуострове построен завод по производству плавучих платформ сжижения ямальского газа. 


Технология исследования

Наблюдение за ледовой обстановкой проводилось с начала активного таяния до полного очищения залива ото льда – с мая по июль. Фиксировались количество, концентрация, местоположение, размеры, типы и формы ледовых масс, направление их движения.

Навигационные задачи требуют повышенной точности. В основном использовались данные радиолокационной съемки – облачность не препятствует получению информации о всей площади залива. Актуальные радарные данные необходимы для ледокольных служб морских портов.

В качестве основных использованы радиолокационные данные с синтезированной апертурой (РСА) космических аппаратов HiSea-1 и Chaohu-1 с поляризацией VV, Sentinel-1 с поляризацией HH, HV, VV в режимах StripMap, ScanSAR NS, ExtraWide. Дополнительно применялись данные оптической съемки высокого и среднего пространственного разрешения с космических аппаратов Канопус-В и Sentinel-2. Сделаны радиометрическая и геометрическая коррекции, устранены шумовые искажения. 

Создавались карты типов и форм ледовых масс, их сплоченности. Сплоченность ледовых масс обозначена в баллах от 0 до 10, где 0 баллов - льда нет, 10 баллов - вся поверхность моря покрыта льдом. Общая площадь акватории мониторинга составляет 21382 км2.

Кроме того, построены карты, отображающие изменения в распределении ледовых масс между датами мониторинга. 

Пример карты изменений ледовой обстановки

Мониторинг ледовой обстановки

Ctrl + колесико мыши
масштабирование карты
Работа с легендой
вы можете включать/отключать отображение на карте объектов нужного типа
01.05.2022

В мае начинается освобождение акватории ото льда. Все побережье Обской губы занято припаем.

В устье Оби припай взломан продолжающимся половодьем и трансформирован в серо-белый лед и отдельные ледяные массивы.

Ото льда свободна центральная часть Обской губы. Свободен проход к порту Сабетта.


15.05.2022

К середине мая сформировался открытый водный путь от входа в залив на севере до терминала Утренний на юге.

Западное и восточное побережья по-прежнему заняты припаем. С восточной стороны он разрушается, переходя в дрейфующие ледяные массивы и отдельные ледяные поля.

Ледовые условия изменились на 9548,7 км2



27.05.2022

В конце мая продолжается разрушение берегового припая. Крупные ледяные массивы дробятся, образуя отдельные ледяные поля.

 Эти процессы привели к появлению скоплений дрейфующего льда, которые сформировали затор к северу от терминала Утренний. Прохождение судов к портам затруднено.

В центральной части залива разрушаются плотные массивы льда. Появилось 4075 км2 открытой воды.




15.06.2022

В середине июня в восточной части залива разрушается припай. Образовался свободный проход к терминалу Утренний.

Льды центральной части дробятся и дрейфуют на север, в Карское море.

Сохраняется затор в западной части Обской губы у порта Сабетта. Самостоятельный проход судов затруднен.

Ледовая обстановка изменилась на 13316 км2.



27.06.2022

В конце июня большая часть Обской губы освободилась ото льда. Сохраняются массивы с концентрацией льда 1-2 балла.

Площадь затора в акватории порта Сабетта уменьшилась. Проход судов по-прежнему затруднен.

В местах впадения рек в залив образовались зоны разводий. Формируются полыньи, на границе припая и открытой воды – торосы. Площадь припая сократилась вдвое.

  Поверхность прибрежных рек и озер освободилась ото льда.



09.07.2022

В начале июля большая часть Обской губы свободна от льда: исчезли береговой припай и затор у порта Сабетта. Остаточный ледяной массив на западном побережье разрушается и дрейфует в сторону Карского моря.

Массив с низкой концентрацией льда зафиксирован на мелководье в Гыданском проливе.

Дрейфующие ледяные массы осложняют движение судов, но ледокольная проводка не требуется: образован свободный проход к портам. 



Заключение

Оперативный мониторинг ледовой обстановки - необходимое условие для обеспечения бесперебойной ледокольной проводки судов по СМП.  Высокая частота обновления карт ледовой обстановки обуславливает постоянную необходимость использования данных спутниковой съемки для нужд судоходства.


Хотите быть в курсе актуальной информации?
Вы успешно подписались на нашу рассылку!