Развитие застройки Подмосковья в XXI веке: взгляд ИИ

Развитие застройки Подмосковья в XXI веке: взгляд ИИ

Возможности космической съемки в масштабном мониторинге развития региона

Темы

Московская область — один из наиболее активно развивающихся регионов России. Размер ее бюджета уступает только Москве.  Значительная часть области входит в состав крупнейшей в мире агломерации – Московской.

Регион занимает второе место в России по объему розничной торговли, третье – по объемам отгруженной продукции обрабатывающих производств.

Московская область находится в Центральном федеральном округе и имеет площадь 44 300 км2. Она состоит из 67 муниципальных образований.

Среди субъектов Российской Федерации регион занимает второе место по численности населения. По данным на 1 января 2024 года численность постоянных жителей Московской области составляет 7 690 863 человека. При этом лидируют по численности населения: г.о. Балашиха — 529 556, Одинцовский район — 337 994, г.о. Люберцы — 320 334, Раменский район — 319 084, Пушкинский район — 290 551, г.о. Мытищи — 290 495, г.о. Красногорск — 278 515, г.о. Химки — 256 319, Орехово-Зуевский район — 231 635, г.о. Королёв — 225 271.

Благодаря высокой численности постоянного населения и близости к столице, обеспечивающей сезонный приток дачников и туристов, в Московской области существует высокий спрос на жилье и коммерческие объекты. Это обуславливает высокую активность в сфере промышленного и гражданского строительства. Значительное внимание уделяется проектам нового жилья массовой доступности, строительству социальных объектов и развитию инфраструктуры региона.

Проследить развитие Московской области в XXI веке возможно с использованием разновременной космосъемки, которая позволяет выявлять изменения строительства при помощи специально обученных алгоритмов искусственного интеллекта.

Принципы анализа

Рассматривались 3 периода развития Московской области: 2000-2014 года, 2014-2017 года и 2017-2023 года.

На базе работы специально обученных алгоритмов искусственного интеллекта получены контуры появившихся объектов капитального строительства (ОКС), которые можно разделить на шесть категорий:

  1. 1. многоэтажная жилая застройка

  2. 2. малоэтажная частная застройка

  3. 3. коммерческие и социальные объекты

  4. 4. объекты транспортной инфраструктуры

  5. 5. транспортные артерии

  6. 6. промышленные объекты

За 24 года суммарно было построено около 125 000 га новых объектов. Полная протяжённость новых или капитально перестроенных дорог – 1 093 км.

Абсолютно доминирует малоэтажное строительство, к которому в данном отчете относились частные дома не выше 3 этажей. Такие объекты занимают 74% от застроенной площади. Прочие типы объектов капитального строительства занимают от 7 до 11% площади. За исключением объектов транспортной инфраструктуры, имеющих важнейшее значение для развития региона, но занимающие малые площади в абсолютном отношении – их доля всего 1%.

С помощью алгоритмов анализа дорожной ситуации отечественного сервиса от CoGIS рассчитаны изохроны. Это «зоны автотранспортной доступности» для всего Подмосковья. Так или иначе Москва, как крупная агломерация, оказывает сильное влияние на развитие и востребованность областных объектов. Поэтому выбор мест строительства во многом обусловлен транспортной удаленностью от столицы.

Отсчет велся от крупных съездов с МКАДа, как начальных точек движения в область. Границы — интервалы в 30 минут, 1 час, 2 часа и т.д. При построении изохрон учитывалась иерархия дорог и их конфигурация.

Какие очаги застройки можно выделить?

Пространственный анализ результатов работы алгоритмов ИИ позволяет установить некоторые особенности размещения разнотипных ОКС. С учетом специфики ландшафтов и исторических особенностей развития региона, можно предположить наиболее весомые факторы размещения каждого типа объектов.

Ctrl + колесико мыши
масштабирование карты
Работа с легендой
вы можете включать/отключать отображение на карте объектов нужного типа


Многоэтажная застройка

Новая многоэтажная застройка сконцентрирована в ближайшем окружении МКАДа. Она в большинстве случаев попадает в 1 зону автотранспортной доступности – менее 30 минут езды до МКАДа и менее часа без пробок до нулевого километра в центре Москвы. Вероятнее всего это обусловлено необходимостью маятниковой миграции на рабочие места в Москве.

Менее выраженные центры застройки находятся в центральных городах муниципальных образований, таких как Истра, Раменское, Солнечногорск, Дмитров.

Факторы размещения:

  • центры притяжения – города-спутники Москвы
  • развитие районных центров в средней части Московской области

За последние 24 года отмечается перенаселенность «Старой» Москвы и закономерный рост цен на жилье внутри МКАДа. Из-за этого вырос спрос на многоэтажные жилые массивы в ближайшем Подмосковье, откуда удобна маятниковая миграция для работы в столице. Активно ведётся строительство отдельных многоэтажных жилых комплексов и целых многоэтажных районов вблизи МКАДа.

Примерами могут служить ЖК и микрорайоны поблизости от Одинцово, Красногорска, Балашихи, Мытищ и Люберец.

Пример многоэтажной застройки 2003—2023 года. 

Жилые районы Мытищ

В основном застройка городского округа Мытищи относится к категории многоэтажной. К 2023 году были практически полностью застроены 14-16, 19 микрорайоны.

На высокодетальном космоснимке также чётко видны социально-коммерческие объекты, сопутствующие жилым массивам. Торговые центры, относящиеся к коммерческим объектам, сосредоточены в основном около развязки МКАДа и Осташковского шоссе, а также на юге рассматриваемой области – за Ярославским шоссе.

Также с 2000 года отстроены два промышленных объекта: Мытищинский машиностроительный завод и завод, принадлежащий ООО «Русскарт» — ведущему российскому производителю пищевой продукции. На заводе ООО «Русскарт» производятся соленые и сладкие снеки, кондитерские изделия, сухие завтраки.

Малоэтажная застройка

Возведение новых коттеджных поселков и садовых некомерческих товариществ (СНТ) в Московской области идет активными темпами весь исследуемый период. Основная их концентрация — в пределах Московского Большого кольца, в Среднем Подмосковье. Дорога до них займет не более 2 часов от МКАДа при условии отсутствия сильной загруженности дорог.

Деление на «Ближнее», «Среднее» и «Дальнее» Подмосковье довольно условно. В зависимости от цели, его границы сильно варьируются. Но в среднем на рынке загородной недвижимости принято считать Ближним Подмосковьем зону в пределах 20 км от Москвы (она попадает в 1 изохрону – до 30 минут от МКАДа), а Средним Подмосковьем – до 40-50 км (до 1-2 часов в дороге от МКАДа). 

Выявлено, что наиболее популярными оказались 4 участка Московской области:

  • Ближнее Подмосковье к западу от «Старой» Москвы и Среднее Подмосковье в северо-западном секторе
    Решающими факторами в данном случае выступают: хорошая экологическая ситуация, близость к престижной инфраструктуре Рублёво-Успенского массива и наличие высокоскоростной Новорижской трассы. Это исторически сложившийся элитный район с высокой стоимостью земли. Среди поселков, отстроенных в XXI веке: «Миллениум парк», «Гринфилд» и «ЖК Новорижский».

  • Дмитровское шоссе на участке «Некрасовский - Деденёво»
    Крупное северное ядро, сопряжённое со скоростной ЦКАД, каскадом водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Учинское) и густыми реликтовыми лесами. Главными факторами выступают: сравнительно хорошая автодоступность (от МКАДа 30-60 минут) и благоприятные рекреационные условия.

  • Среднее Подмосковье в юго-восточном секторе
    Активную частную застройку на юго-востоке Московской области предопределила хорошая автотранспортная доступность (пересечение Новорязанского шоссе и высокоскоростной ЦКАД), локализация в долине Москвы-реки и относительная близость центров с развитой и устоявшейся инфраструктурой — Раменска и Бронниц.

  • Южный сектор
    Обширное южное ядро частной застройки связано в первую очередь с климатическими особенностями — температура здесь в среднем несколько выше, а вегетационный период длиннее. Немаловажны живописные рекреационные ресурсы по всему сектору, начиная от Ближнего Подмосковья, заканчивая границей с Калужской областью: множество лесов и несколько живописных речных долин (р. Нара, р. Никажель, р. Лопасня). Обозначенные особенности в купе с невысокими ценами на землю обуславливают повышенный интерес к дачному строительству на этой территории.

Наиболее важные факторы размещения:

  • Рекреационный потенциал, включая экологическую ситуацию
  • Автодоступность
  • Цена

Пример малоэтажной застройки 2006-2023 года. 

Коттеджные поселки вдоль Новорижского шоссе

На высокодетальном космическом снимке прослеживаются следующие крупные объекты капитального строительства:

  • Коттеджный поселок «Миллениум Парк»
  • Коттеджный поселок «Аносино Парк»
  • Торговый центр Покровский
  • Завод тарных изделий
  • Многоэтажный жилой комплекс «Футуро Парк».
  • Участок ЦКАД, капитально перестроенный и расширенный в период с 2017 по 2023 года

Коммерческая и социальная застройка

В размещении коммерческих и социальных объектов есть три ядра концентрации по территории Московской области:

  • Одинцовский район
    Наибольшую площадь среди новых объектов занимает учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи "Парк Патриот". Его расположение выбрано с учетом возможности демонстрации военной техники всех типов. Неподалеку полигон Алабино, аэродром Кубинка (место дислоцирования пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи»), озеро Комсомольское.

  • По Ленинградскому шоссе
    Наиболее активное возведение коммерческих объектов отмечается в густонаселенных Химках: МЕГА Химки, Бизнес-парк «GreenWood» и тд. По направлению к Солнечногорску сосредоточилось множество складских и логистических центров, таких как СК «Логопарк Север-2», Логистичекий комплекс «Радумля», складской комплекс «IKEA». Активное строительство складских и логистических комплексов по Ленинградскому шоссе объясняется близостью крупнейшего международного грузового аэропорта «Шереметьево» и удобством грузоперевозок из Санкт-Петербурга в Москву.

  • ГО Домодедово
    Аналогично второму ядру приурочено к международному аэропорту и производственно-логистическому комплексу «Северное Домодедово» (является самым масштабным проектом класса «А» в складском сегменте рынка коммерческой недвижимости не только России, но и Европы). Также важную роль играет автотранспортная доступность: МКАД и федеральные трассы М-4 (Каширское шоссе), М-2 (Симферопольское шоссе) и А-107 («бетонка»).

Факторы размещения коммерческих и социальных объектов во многом совпадают с ядрами возведения нового многоэтажного жилья:

  • центры притяжения — города-спутники вдоль МКАДа
  • крупные районные центры

Пример комплексной застройки 2006-2023 года. 

Городской округ Химки

За последние 24 года городской округ Химки был активно застроен новыми объектами капитального строительства. В основном многоэтажными жилыми комплексами и крупными коммерческими объектами. В частности, на снимке видны многоэтажные жилые комплексы «Новокуркино», «Родионово», «Солнечная система», «Олимпийская деревня Новогорск Курорт».

Объекты коммерческой и социальной застройки локализуются преимущественно вдоль Ленинградского шоссе (Мега Химки, Лига, Кантри Парк и Гранд) и Путилковского шоссе.


Промышленная застройка

Промышленность распределена практически по всей Московской области. За исключением западного и северо-западного секторов: они исторически развивались как наиболее чистая, рекреационно-ценная и, как следствие, элитная и дорогая зона. Однако отдельные мелкие и сравнительно «чистые» производственные объекты на этих территориях появились: молочный завод «Лакталис Восток», рыбная фабрика «Агама», завод отопительного оборудования «Ридан», Красногорский бетонный завод и тп. Мало распространено промышленное строительство и на окраинных участках области.

Заметна ярко выраженная приуроченность промышленных объектов к крупнейшим автотрассам и их пересечениям, а также к аэропортам. Что подтверждает зависимость промышленности в первую очередь именно от грузоперевозок (как сырья, так и продукции). Это и есть решающий фактор при выборе площадок для промышленной застройки.

  • Северо-северо-западный сектор
    Сформировался благодаря близкому расположению крупнейшего грузового аэропорта России – «Шереметьево», через который ежедневно проходит более 700 тонн грузов всех категорий. А также крупных автотранспортных артерий — Ленинградского шоссе и ЦКАД. Среди них: индустриальные парки «Северный Шереметьево», «Есипово» и промзона Кочугино.

  • Северо-восточный сектор
    Наблюдается строительство и расширение заводов (Заречный Механический завод, «Газпром СПКА», Зеркальный цех). Возникновение ядра вероятно связано с расположенными по близости железнодорожными путями.

  • Юго-юго-восточный сектор
    Исторически промышленный район Московской области. За исследуемый период построено или расширено множество объектов промышленности. Расширены: Металлургический завод «Электросталь» и завод ячеистого бетона в Ступино. Отстроены: особая экономическая зона (ОЭЗ) «Кашира», ОЭЗ «Ступино Квадрат», промышленная зона «Михнево М4», индустриальный парк «Коледино».

Факторы размещения новых объектов промышленности:

  • Развитая транспортная сеть
  • Экологический аспект, определяемый розой ветров
  • Цена земли (новые промышленные объекты сосредоточены на некотором расстоянии от МКАДа)

Пример промышленных объектов 2015-2023 года. 

Мусороперерабатывающий завод «Нева»

На северо-северо-западе Московской области отстроен комплекс по переработке отходов «Нева». Он является самым современным комплексом по переработке отходов в Московской области. Этому способствует оснащение новейшим оборудованием и технологиями, которые отвечают высоким международным стандартам. Завод расположен между деревнями Задорино и Лыткино. Начато строительство в 2021 году, а закончено в 2023 году.

В охвате снимка высокого разрешения также фрагмент ЦКАД и развязка ЦКАД с Ленинградским шоссе.

Пример промышленных объектов 2013-2023 года. 

Индустриальный парк «Есипово»

К крупным промышленным объектам здесь относится индустриальный парк Есипово. Индустриальный парк Есипово – это государственный индустриальный парк типа Greenfield, расположенный на территории Солнечногорского района Московской области. Индустриальный парк занимает 284 га земли промышленного назначения. Площадка подготовлена для размещения высокотехнологичных экологически чистых предприятий различных отраслей. В 2022 году парк Есипово привлек более 1 млрд руб. инвестиций.


Автодороги и транспортная инфраструктура

В анализе строительства дорожной сети учитывались только крупные асфальтированные автодороги. Из них выделялись созданные с нуля или капитально перестроенные и расширенные.

В общей сложности за 24 года проложено или расширено 1092,6 км больших автодорог.

Крупнейшие проекты по строительству транспортной сети начинали реализовываться не одновременно, но завершающий этап возведения большинства новых дорог пришелся именно на последние годы – с 2017 по 2023 год. В общей сложности было завершено 927,7 километров. Это 85% от длины всех построенных дорог.

Наиболее крупные проекты строительства автодорог:

  • Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД)
    Проектирование ЦКАД велось с начала 00-х годов, однако само строительство началось только в 2014 году. В 2021 году был открыт последний отрезок дороги. Общая протяжённость ЦКАД, проходящей по территории Москвы и Московской области, составляет около 340 км. Из них отстроено на территории Московской области 325 км. Основное назначение дороги – разгрузить МКАД и саму Москву от транзитного грузового транспорта. Это поможет минимизировать негативное воздействие автомобильных выхлопов на городскую среду столицы и здоровье населения.

  • Трасса М-11 («Нева»)
    Эта скоростная автомагистраль создана с целью связать Москву и Санкт-Петербург. Общая протяжённость участка трассы по полученным данным – 96 км.

  • Трасса М-12 («Восток»)
    Трасса является частью международного транспортного маршрута (коридора) Западная Европа — Западный Китай. Автомагистраль соединяет Москву и Тюмень. Общая протяжённость участка трассы на территории Московской области по полученным данным – 77,4 км.

  • Южно-Лыткаринская автодорога (ЮЛА)
    ЮЛА возводится как часть масштабного проекта системного улучшения дорожной инфраструктуры Подмосковья, предусматривающего строительство современной скоростной магистрали Солнцево – Бутово – Видное – Лыткарино – Томилино – Красково (ЛБВ-ЛТКЖ). Общая протяжённость участка трассы по полученным данным – 25,7 км.

  • Трасса М-5 («Урал»)
    Зафиксировано строительство на участке "Ульянино - "Непецино". Общая протяжённость участка трассы по полученным данным – 20 км.

  • Минское шоссе
    Шоссе значительно расширено, что позволило запустить высокоскоростной участок «Голицино-Кубинка». Общая протяжённость участка шоссе по полученным данным – 21 км.

Пример дорожного строительства 2018-2023 года. 

Пересечение ЦКАД и трассы «Урал»

В пределах сцены спутникового снимка дешифрируются развязка федеральной трассы «Урал» и ЦКАД.

В данном исследовании новые объекты транспортной инфраструктуры разделялись на категории. Каждая из которых имела свою пространственную специфику:

  • Аэропорты и аэродромы. Они сосредоточены в основном к северо-западу и к юго-востоку от МКАДа. Большая часть частных малых аэродромов находится в юго-восточном секторе области.
  • ЖД вокзалы и станции. Находятся на крупных железнодорожных ветках (например, Транссибирская магистраль и Горьковское направление). Преимущественно расположены между МКАДом и ЦКАДом, или в непосредственной близости к ЦКАДу.
  • Автовокзалы. Они сосредоточены на юго-востоке и востоке.
  • Мосты. В большинстве случаев, представляют собой виадуки и переправы и располагаются по всей длине ЦКАДа.
  • Пристани. Сконцентрированы в основном по берегам Москвы реки и Оки.
  • Заправки и парковки. Находятся преимущественно на крупных дорогах наиболее популярного направления.

Одними из самых масштабных проектов строительства транспортной инфраструктуры стало расширение аэропортов Домодедово и Шереметьево. Там были увеличены площади взлётно-посадочных полос, открыты новые терминалы и ангары.

Пример расширения объекта транспортной инфраструктуры 2004-2023 года. 

Расширение аэропорта Домодедово

К ключевым элементам расширения инфраструктуры аэропорта "Домодедово" имени Михаила Васильевича Ломоносова относятся два значимых объекта: открытие нового терминала Т2 и взлётно-посадочной полосы при нём.

Торжественное открытие нового семиэтажного терминала Т2 ("Сегмента 2") состоялось 6 июля 2023. В результате аэропорт стал крупнейшим в Восточной Европе терминалом, построенным по концепции «под одной крышей».


Где больше строят?

Общая за 24 года площадь застройки по муниципалитетам Московской области

Среди муниципалитетов Московской области по суммарной площади застройки лидируют: Раменский район (11 тыс. га), городской округ Истра (10 тыс. га), городской округ Дмитровский (6,8 тыс. га), Солнечногорский район (6,7 тыс. га), городской округ Домодедово (6 тыс. га), городской округ Чехов (5,9 тыс. га) и Одинцовский район (5,9 тыс. га).

Все эти образования представляют собой наиболее востребованные среди дачников и инвесторов территории. Поскольку они располагаются не вплотную, но близко к Москве. Что определяет хорошую транспортную доступность (в том числе в виде ЦКАДа) при не слишком высокой цене на землю. Транспортная доступность является предопределяющим фактором размещения и масштабов многих типов застройки.

Наименьшие территории, застроенные новыми объектами капитального строительства (среди крупных муниципальных образований) в Лотошинском районе (всего 22 га). Это может быть обусловлено удаленностью района от столицы и тем, что более 31% территории находится в границах ООПТ, где ограничена хозяйственная деятельность.

Наиболее плотная застройка новыми объектами в основном сосредоточена в ближайшем и среднем окружении от МКАДа. Например, за последние 24 года наибольший процент площади городские округа Котельники (застроено 21,4%), Реутов (застроено 17,1%). К исключениям можно отнести городской округ Дубна, застроенный новыми ОКС на 9% (что сравнительно много относительно других районов) территории, однако находящийся на значительном удалении от МКАДа – крайний север области.

Наиболее интенсивный ежегодный прирост новых объектов обнаружен за последние 7 лет (период с 2017 по 2023 год). В особенности это касается жилой застройки — малоэтажной и многоэтажной. При этом интенсивность возведения объектов коммерческой и социальной инфраструктуры сократилась по сравнению с первым периодом (2000-2014 года).

Стабилен прирост застройки объектами промышленности и транспортной инфраструктуры.

Что больше строят?

Ctrl + колесико мыши
масштабирование карты
Работа с легендой
вы можете включать/отключать отображение на карте объектов нужного типа

Всем муниципалитетам Московской области были даны баллы по активности возведения новых объектов разного типа. Баллы присваивались по суммарной площади каждой категории ОКС.  В результате все муниципалитеты были классифицированы по «специализации строительства»:

  • «Комплексное» – активное строительство. Представлены примерно в равной степени объекты всех или почти всех типов. К примеру, г.о. Истра, Солнечногорский район, г.о. Домодедовский. Разностороннее активное развитие районов может быть обусловлено сравнительной близостью к столице и хорошей транспортной доступностью территорий.

  • «Многоэтажное» – основную долю новых строений занимают многоэтажные жилые комплексы. В эту группу входят 3 городских округа: Звенигород, Жуковский, Королёв. Это города-спутники Москвы, согласно В.Г. Глушковой входят в состав Московской агломерации.

  • «Малоэтажное» – в большей степени характеризуются застройкой территории коттеджными посёлками, дачами, садоводческими некоммерческими товариществами (СНТ). В основном это окраинные муниципалитеты области, расположенные на западе, северо-западе, реже на юго-востоке. Суммарно они имеют наибольшую площадь по сравнению с муниципалитетами других специализаций. К примерам относятся г.о. Можайский, г.о. Шаховская, г.о. Клин.

  • «Промышленное» – значительную долю от всех типов объектов капитального строительства занимают построенные или расширенные заводы, фермы, цеха, фабрики и т.п. К этой категории относятся: г.о. Дубна, г.о. Черноголовка и г.о. Орехово-Зуево. В основном, это исторически сложившиеся центры промышленности на востоке и севере области, удаленные от Москвы.

  • «Многоэтажно-коммерческое» – среди возводимых ОКС преобладают многоэтажные и социально-коммерческие объекты. Яркие примеры: г.о. Химки, г.о. Красногорск, г.о. Мытищи и г.о. Балашиха. Это наиболее близкие к МКАДу небольшие по площади города-спутники Москвы. Новая инфраструктура таких районов закономерно наиболее близка к столичной, по сравнению с муниципалитетами любой другой специализации.

  • «Малоэтажно-многоэтажное» – высокая доля жилых строений как многоэтажного, так и малоэтажного типов. Единственным районом, относящимся к этой категории, является Одинцовский район. Близость к МКАДу и Новой Москве предопределили здесь высокую интенсивность жилого строительства.

  • «Малоэтажно-промышленное» – среди новых объектов преобладают как объекты малоэтажной застройки, так и промышленные предприятия. Среди муниципалитетов такогой специализации: г.о. Ступино, Серпуховский район, Щёлковский район и Сергиево Посадский район. В основном сосредоточены на юго-востоке и северо-востоке на среднем отдалении от МКАДа.

  • «Коммерческо-промышленный» – значительную часть от всех новопостроенных объектов капитального строительства этой группы занимают объекты двух категорий: промышленной и социально-коммерческой. К этой группе относятся три городских округа: Электросталь, Богородский и Кашира.

  • «Со слабым развитием строительства» – площади возведенных объектов невелики и не выражено преобладание какого-либо из типов объектов капитального строительства. К примерам относятся: г.о. Ликино-Дулёво, г.о. Электрогорск, г.о. Рошаль. В основном это либо малогабаритные муниципальные образования, зачастую находящиеся на дальнем востоке и северо-востоке области.

Рейтинг муниципалитетов по интенсивности застройки

На основании тех же баллов, присвоенных по величине площади строительства разных типов ОКС, выстроен рейтинг муниципалитетов. Рейтинг интенсивности застройки муниципалитетов базируется на сумме баллов по всем категориям.

Муниципалитеты, набравшие по 1 баллу для каждой категории застройки, суммарно получили 5 баллов и были отнесены к группе с самой низкой интенсивностью строительства.

Интенсивность возведения новых объектов капитального строительства в муниципальных образованиях Московской области

В целом, повышенная интенсивность происходящих изменений присуща муниципальным образованиям, радиально расположенным вокруг МКАДа, находящимся в основном в радиусе 50 км от него. Исключение – Коломенский городской округ, находящийся на сравнительно большем удалении от МКАДа – порядка 75 км. В основном это районы с комплексным развитием строительства.

Наиболее яркие изменения по всем категориям объектов капитального строительства происходили в муниципальных образованиях к северо-западу (г.о. Солнечногорск и г.о. Дмитровский) и юго-западу (г.о. Домодедово, г.о. Раменское) от Москвы, на удалении примерно в 25-30 км.

Наименьшая интенсивность произошедших изменений характерна для муниципальных образований, расположенных близко к периферии области. Как правило, это районы, характеризующиеся выраженным преобладанием малоэтажной и малоэтажно-промышленной застройки.


Выводы

Данные дистанционного зондирования Земли позволяют осуществить ретро-мониторинг строительства в регионе: определить границы, площади и тип отстроенных объектов капитального строительства. Алгоритмы ИИ способствуют ускорению обработки данных ДЗЗ.  

В результате анализа данных ДЗЗ выявлены значительные темпы развития строительства в Московской области. Все обнаруженные объекты ОКС классифицированы по 6 типам: многоэтажные, малоэтажные, коммерческие и социальные, промышленные, транспортная инфраструктура и дороги. Всего выявлено 124,8 тыс. га территорий, застроенных в период с 2000 по2023 гг.. Общая длина проложенных дорог – 1092,6 км.

Наибольшие площади выявленных контуров застройки относятся к малоэтажной категории (74%), наименьшие – к транспортной инфраструктуре (1%). В последние годы, с 2017 года, основная доля новых объектов капитального строительства отводится жилой застройке разной этажности. А площади отстроенных социальных и коммерческих объектов сократились.

В абсолютном отношении наибольшие площади застройки за последние 24 года зафиксированы на северо-западе и юго-востоке от МКАДа. При этом, зачастую наиболее плотно застроенные муниципальные образования сосредоточены в первой и второй зоне автотранспортной доступности.

В ходе геопространственного анализа удалось установить наиболее вероятные факторы, влияющие на размещение наибольших концентрации различных категорий объектов капитального строительства.

Муниципалитеты Московской области различаются по специализации застройки, возведенной в XXI веке:

  • Периферия Московской области последние 24 года преимущественно развивалась в отношении застройки малоэтажными и малоэтажно-промышленными объектами капитального строительства.

  • Центральные районы области развивались комплексно по всем категориям объектов капитального строительства.

  • Пограничные малые по площади районы области по МКАДу, в том числе города-спутники Москвы имели тенденцию к развитию многоэтажной и коммерческой застройки.

Выявлено, что муниципальным образованиям с комплексным характером застройки присуща наибольшая интенсивность произошедших изменений. Наименьшая интенсивность изменений характерна для периферии области и районов, характеризующихся преобладанием новых объектов капитального строительства малоэтажного и малоэтажно-промышленного типа.

Рассматривая Московскую область в целом, установлено следующее:

  • За период исследования в большей степени выражено строительство малоэтажной и промышленной застройки. Основной сектор развития малоэтажной застройки – северо-западный, а основной сектор развития промышленной застройки – юго-восточный.

  • Вокруг МКАДа интенсивно развивалась многоэтажно-коммерческая застройка, предположительно связанная с высокой плотностью населения местных городов-спутников и влиянием инфраструктуры старой Москвы.

Для центра области характерна высокоинтенсивная комплексная застройка с явно выраженными центрами в ближнем к МКАДУ северо-западе и юго-востоке области – районах, характеризующихся высоким развитием дорожной сети и невысокой удалённостью от МКАДа.





Хотите быть в курсе актуальной информации?
Вы успешно подписались на нашу рассылку!