Реконструкция внутренних водных путей

Реконструкция внутренних водных путей

Мониторинг реконструкции объектов инфраструктуры внутренних водных путей с помощью средств ДЗЗ 

Темы

Перевозка грузов внутренним водным транспортом является одним из приоритетных способов доставки для России. В целях раскрытия потенциала речной отрасли реализуется Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года. В рамках стратегии предполагается комплексная модернизация транспортной инфраструктуры, обновление флота, увеличение инвестиций в отрасль. Данные дистанционного зондирования позволяют проводить контроль развития инфраструктуры внутренних водных путей без непосредственной инспекции на местности. 

Объекты строительства

Пик развития искусственных водных систем на территории современной России пришелся на период 1932-1964 гг. В течение нескольких десятков лет были сооружены и модернизированы: канал им. Москвы, Беломоро-Балтийский канал, Волго-Донской канал, Волго-Балтийская система. Для создания благоприятных судоходных условий было сооружено 12 гидроузлов на реке Волге. Данная сеть каналов стала одной из наиболее крупных искусственных водных систем в Европе и до сих пор остается одной из важнейших транспортных артерий страны.  

После 1989 г. сфера речного судоходства стала приходить в упадок. С 1989 г. по настоящее время фиксируется падение как абсолютного грузооборота, так и его доли в общем грузообороте страны. За период кризиса сократилась протяженность гарантированно глубоководных путей, износилась инфраструктура. В частности, появились лимитирующие «узкие участки» глубоководных путей: Нижегородский участок р. Волги в районе пос. Городец, участок от Кочетовского гидроузла до пос. Аксай на р. Дон, Нижне-Свирский шлюз. Текущее состояние многих крупных гидроузлов требует значительной модернизации и расширения пропускной способности.

С целью вывода речной отрасли из состояния стагнации в 2016 году была разработана и утверждена Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Согласно плану, к 2030 году должны быть реконструированы канал им. Москвы, построить вторые ветки Южно-Свирского и Волго-Донского гидроузлов и др.

Ctrl + колесико мыши
масштабирование карты
Работа с легендой
вы можете включать/отключать отображение на карте объектов нужного типа

Устройство шлюзов

Шлюзы представляют собой сооружения, необходимые для обеспечения подъема и опускания судов в пределах бассейнов с разницей в уровне, возникающей из-за строительства дамб, каналов и др. сооружений, вызывающих перепад уровней. Принцип работы шлюза заключается в обеспечении возможности изменения уровня воды в шлюзовой камере при сохранении достаточной для прохождения судов глубины. Сооружение шлюзов позволяет сохранить судоходство на зарегулированных реках и создать судоходные артерии из каналов.

Шлюз №18, Беломоро-Балтийского канала

Ключевыми составляющими шлюза являются: сама камера шлюза, ворота входа, верхние и нижние, насос или другие гидротехнические сооружения, способные обеспечивать изменение уровня воды в пределах камеры. На рисунке Н представлен пример дешифрирования элементов камеры шлюза.

Динамика строительства

На основе данных дистанционного зондирования был проведен анализ динамики реконструкции гидротехнической инфраструктуры внутренних водных путей России. В качестве примеров приведены шлюз №3 канала им. Москвы, Волховский гидроузел Волго-Балтийского пути, Шлюз №18 Беломоро-Балтийского канала, Багаевский гидроузел Волго-Донского водного пути. 

Канал им. Москвы

В рамках реконструкции объектов канала им. Москвы был произведен комплексный ремонт гидроузла №3 в г. Яхрома, Дмитровского района Московской области.

На объекте ведутся работы по ремонту фасада и кровли, а также произведена замена специализированного оборудования на водосборе №51. Продолжаются работы по замене облицовки здания насосной станции №186, монтаж механического оборудования и облицовочные работы в зданиях механизмов нижней и верхних голов, двустворчатых ворот и сегментного затвора.

Гидроузел №3, Яхрома

Волго-Балтийский канал

В рамках модернизации Волго-Балтийского канала в том числе производилась модернизация Волховского гидроузла. К 2023 г. была завершена разборка бетонных и железобетонных конструкций верхнего и нижнего подходных каналов шлюза и береговой лестницы, реконструкция разделительной стенки верхнего подходного канала и речной лестницы.

Волховский гидроузел

Изменения в пределах Волховского гидроузла, 2023 г.

Беломоро-Балтийский канал

В рамках реконструкции инфраструктуры Беломоро-Балтийского канала была проведена модернизация основных узлов Шлюза №18. Были отремонтированы верхняя и нижняя головы шлюза, а также здания механизмов. Возведено служебно-бытовое здание, перенесена и модернизирована насосная система.


Изменения на территории шлюза №18, 2023 г.

Волго-Донская глубоководная система

В пределах южной части глубоководных внутренних водных путей Центральной России производится расширение и модернизация существующей инфраструктуры. В частности, осуществляется строительство Багаевского гидроузла на р. Дон. Было выполнено устройство основного котлована для дальнейшего строительства судоходного шлюза и котлована под водосборную плотину, построены перемычки верхнего и нижнего бьефа, ведется устройство противофильтрационной завесы. Строительство будет завершено к 2024 г.


Объекты строительства на территории Багаевского гидроузла

Выводы

В результате дешифрирования было выделено более 20 реконструируемых объектов инфраструктуры внутренних водных путей Европейской части России. Одними из наиболее важных проектов модернизации и расширения инфраструктуры водных путей являются проекты по обновлению инфраструктуры канала им. Москвы, Волго-Балтийского водного пути, создание Багаевского гидроузла.

Дешифрирование космических снимков позволяет производить мониторинг процессов строительства без выезда на местность, ускоряя процесс контроля и анализа результатов.

Хотите быть в курсе актуальной информации?
Вы успешно подписались на нашу рассылку!