Мост Благовещенск — Хэйхэ

Мост Благовещенск — Хэйхэ

Строительство первого капитального мостового перехода через реку Амур на границе с Китаем

Темы

Развитие торговых отношений с партнерами в азиатском регионе, в первую очередь с Китаем, в последние два десятилетия стояло в основной экономической повестке России. Стратегия развития тесного торгового сотрудничества, наращивания объемов взаимных перевозок приобрела особую значимость сейчас, на фоне беспрецедентного разрыва отношений с бывшими партнерами на Западе и разрушения большинства сложившихся логистических цепочек из-за экономических санкций и мирового кризиса на фоне эпидемиологической обстановки.

Немного о логистике

Безусловно, резкое увеличение объемов перевозок, оперативности доставки грузов, снижение транспортных затрат невозможно без надежных, современных транспортных коммуникаций, стабильно действующих трансграничных коридоров, имеющих высокую пропускную способность.

Это относится к железнодорожному, автомобильному, морскому и трубопроводному транспорту. Серьезная нехватка таких коридоров, особенно на суше, наиболее остро начинает ощущаться именно сейчас.

Такая картина сложилась на фоне гигантских расстояний, сложных природных условий Сибири и Дальнего Востока, наличия серьезных трансграничных барьеров (крупных рек), не последнюю роль сыграли и сложные периоды отношений между странами в прошлом, невысокое экономическое развитие Китая еще 50 лет назад, которое не способствовало развитию международных транспортных путей.

Тем весомее сейчас усилия правительств России и Китая, направленные на ликвидацию этого многолетнего вакуума.

Современная ситуация в этом плане представлена на схеме, подготовленной специалистами нашей компании, в том числе и с использованием разнообразных космических снимков.

Ctrl + колесико мыши
масштабирование карты
Работа с легендой
вы можете включать/отключать отображение на карте объектов нужного типа

Схема распределения переходов границ между Россией и Китаем

Таблица трансграничных переходов Россия - Китай

Пункт пропуска в России Пункт пропуска в Китае Вид Переход
Абагайтуй (Забайкальский район, Читинская область) Эрка (г. Маньчжурия, Автономный район Внутренняя Монголия) Автомобильный Авто, понтон
Амурзет (Октябрьский район, Еврейская автономная область) Лобей (Мишань, уезд Лобэй, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный Речной Паром
Благовещенск (Благовещенский район, Амурская область) Хэйхэ (г. Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный Речной Понтон, мост
Гродеково (Рассыпная Падь) Суйфенхе Железнодорожный ж/д
Джалинда (Сковородинский район, Амурская область) Мохэ (Ляньинь, уезд Мохэ, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный Речной Авто, понтон
Забайкальск (Забайкальский район, Читинская область) Маньчжурия (г. Маньчжурия, Автономный район Внутренняя Монголия) Автомобильный Автодорога
Забайкальск (Забайкальский район, Читинская область) Маньчжурия (г. Маньчжурия, Автономный район Внутренняя Монголия) Железнодорожный ж/д
Краскино (Краскинский район, Приморский край) Хуньчунь (Чанлинцзы, г. Хуньчунь, провинция Цзилинь) Автомобильный автодорога
Марково (Лесозаводский район, Приморский край) Хулинь (Цзисян, уезд Хулинь, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный автодорога
Махалино Хуньчунь Железнодорожный ж/д
Нижнеленинское (Ленинский район, Еврейская автономная область) Тунцзян (г. Тунцзян, провинция Хэйлунцзян, КНР) Автомобильный Речной ж/д мост
Олочи (Нерчинскозаводский район, Читинская область) Шивэй (сомон Эргунаюци, Автономный район Внутренняя Монголия) Автомобильный Авто, мост
Пашково (Облучинский район, Еврейская автономная область) Цзяинь (Чаоян, уезд Цзяинь, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный Речной понтон
Пограничный (Пограничный район, Приморский край) Суйфеньхэ (провинция Хэйлунцзян) Автомобильный Железнодорожный автодорога
Покровка (Бикинский район, Хабаровский край) Жаохэ (уезд Жаохэ, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный Понтон, авто
Полтавка (Пограничный район, Приморский край) Дуннин (Саньчакоу, уезд Дуннин, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный автодорога
Поярково (Михайловский район, Амурская область) Сюнькэ (Цикэ, уезд Сюнькэ, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный Речной Авто, лед и понтон
Староцуру-хайтуйский (Приаргунский район, Читинская область) Хэйшаньтоу (сомон Эргунаюци, Автономный район Внутренняя Монголия) Автомобильный Авто, мост
Турий Рог (Ханкайский район, Приморский край) Мишань (Данбичжэнь, г. Миншань, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный автодорога
Ушаково (Шимановский район, Амурская область) Хума (уезд Хума, провинция Хэйлунцзян) Автомобильный Речной Авто, понтон
Хабаровск (Хабаровский край) Фуюань (уезд Фуюань, провинция Хэйлунцзян) Речной паром

Трубопроводы

Название трубопровода Название ветки Месторождение Тип сырья Год пуска ветки
ВСТО-1 Сковородино-Мохэ
смесь нефть 2011
Сила Сибири-1 Ветка у Благовещенска Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение газ 2019

Как видно из схемы и таблицы, среди двух десятков сухопутных трансграничных переходов – 2 важнейших трубопровода, несколько железнодорожных и автомобильных переходов.

Комментарии к схеме

Еще в 2010 г. было построено ответвление от нефтепровода ВСТО: Сковородино – Мохэ – Дацин, направленное на снабжение северных районов Китая российской нефтью (переход через р. Амур южнее села Джалинда Амурской области).

В 2019 г. запущен в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири» по которому в Китай идут огромные объемы российского газа (переход через р. Амур западнее Благовещенска).

На схеме видны основные железнодорожные магистрали и переходы, связывающие Китай и Россию: большую роль в грузоперевозках (более 50% грузооборота) играет железнодорожная магистраль, соединяющая Забайкальский край и Манчжурию. Реконструкцию этого пропускного пункта завершили в марте 2022 г. Другие железнодорожные магистрали, находящиеся в Приморском крае: Гродеково – Суйфенхэ (существующий еще со времен КВЖД) и Махалино – Хуньчунь (активно функционирующий с 2013 г.) также сейчас очень нарастили объемы перевозок. Если взглянуть на схему или диаграмму, четко виден серьёзный разрыв в географии трансграничных железнодорожных переходов – их пока нет в Амурской области и Хабаровском крае.

Законченный в апреле этого года и готовящийся к вводу в эксплуатацию в августе 2022 г. мостовой железнодорожный переход Нижнеленинское – Тунцзян не только должен более оперативно обеспечить товарообмен российских регионов с приграничными китайскими, разгрузить другие пункты пропуска, работающие сейчас в круглосуточном режиме, но и, являясь элементом амбициозной инициативы Китая «Один пояс, один путь», сократить путь из китайской провинции Хэйлунцзян до Москвы на 809 километров и уменьшить время в пути на 10 часов.

Автомобильные переходы

По схеме и диаграмме очевидно, что среди автомобильных трансграничных переходов выделяются сухопутные автотрассы – 6 объектов, среди мостов же преобладают понтонные переправы (7), наводимые летом и заменяемые ледовыми переездами зимой, а также паромы (2), которые не обеспечивают постоянного гарантированного проезда и имеют небольшую пропускную способность, капитальных же мостов немного (было всего 2, оба через р. Аргунь, и находятся в Забайкалье), что существенно ограничивает роль автотранспорта в грузоперевозках внутрирайонными приграничными территориями.

В ближайших публикациях мы планируем осветить особенности строительства, реконструкции и функционирования железнодорожных переходов между Россией и Китаем с применением современных космических снимков, в данном материале основной упор сделаем на анализе нового автомобильного перехода Благовещенск – Хэйхэ.

Новый мост

НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА ОКОНЧАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАПУСК ДВИЖЕНИЯ ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА
2016 2021 10 июня 2022 19 млрд руб.

В 2016 г. было начато строительство мостового перехода через р. Амур в районе российского Благовещенска и китайского Хэйхэ, который должен был стать в принципе первым капитальным мостовым переходом через р. Амур на границе с Китаем, при этом представляя собой единственное действительно современное сооружение с высокой пропускной способностью, подъездными путями, выходом на федеральные автотрассы России и государственные автодороги Китая, сокращающее путь большинства грузов между Благовещенском и Хэйхэ на 300 км.

Схема расположения планируемых объектов строительства

Подробное описание проекта

Масштабы сооружения соответствуют его задачам: общая длина моста 1284 м, а ширина составляет 14 м. Подъездные пути на территории России составляют 13 км (включая мост длиной 278 м через протоку Каникурганскую) и 6 км в Китае. Общая стоимость строительства оценивается в 19 млрд руб., из которых большая часть приходится на Россию - 14 млрд руб., что связано с большими масштабами строительства подъездных дорог.

Ожидается, что при полной загрузке ежедневно по мосту смогут проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых автомобилей. Предположительно, ежегодный поток пассажиров составит более 2 млн человек, грузов - порядка 4 млн тонн.

Строительство начато в декабре 2016 г., закончено в декабре  2019 г., в мае 2020 г. уже можно было начать эксплуатацию, но вмешалась пандемия, и старт перевозок задержался на 2 года.

10 июня 2022 г. по мосту проехали первые российские и китайские грузовики, открыто постоянное движение. Пока достраивается пропускной пункт и в Китае существуют ограничения из-за пандемии, легковые машины, туристические автобусы ездить не будут: это дело будущего, надеемся, недалекого.

Схема моста

Условия строительства

Каковы масштабы строительства, какие проблемы, сложности пришлось учесть при проектировании моста и подъездных путей – на все эти вопросы поможет ответить современная космическая съемка в совокупности с методами ее автоматизированной обработки, которыми в полной мере располагает компания «Терра Тех».

Достаточно посмотреть на обзорный космический снимок за 20 августа 2013 г., демонстрирующий всю территорию будущего строительства, чтобы понять, насколько сложная территория для строительства, особенно на российской стороне. Амур здесь имеет очень широкую пойму (до 12 км), регулярно затапливаемую во время летних паводков, а в августе – октябре уровень воды может регулярно поднимается до критических отметок, затапливая целые села, подтапливая Благовещенск и Хэйхэ.

На снимке за 2013 г. синий контур обозначает линию максимального затопления, оранжевая полоса – будущий коридор строительства. На самом снимке отчётливо визуализируются непосредственно затопленные территории. Видно, что они в том числе пересекают будущую автодорогу к мосту - в ее северной части. Длина этого участка составляет 1,5 км. Остальная часть дороги пересекается множественными старицами Амура, по которым во время половодья текут мощные потоки воды: на снимке можно насчитать до 6 таких пересечений.

Такие наводнения наблюдались и в ходе строительства (например, самое свежее в августе 2022 г., на изображении выше), будут продолжаться и в будущем, поэтому при строительстве были учтены все виды воздействий на дороги и мосты: эрозионная сила текущей воды, нахождение конструкций долгое время в воде, возможности просадок на заболачивающихся участках, подвижек на склонах и т.п.

Затопление села Владимировка
04-06-16.PNG
По космическим снимкам сверхвысокого разрешения автоматически установлено, что полностью или частично подтоплены 473 дома.

Благодаря всем предпринятым усилиям по состоянию на 7 июня 2022 г. коридор строительства в целом выглядит так:

07-06view

На космическом снимке виден готовый пункт пропуска со стороны Китая и строящийся – российский.

Мост через р. Зею

На обзорных снимках также можно наблюдать строительство другого автомобильного моста – через р. Зею, это не менее масштабный проект, завершение которого планируется в начале 2023 г.

Строительство моста через р. Зею, два карьера стройматериалов, 7 июня 2022 г.

Мониторинг строительства моста в 2016-2021 гг.

Использование отечественных космических снимков сверхвысокого разрешения Ресурс-П (0,7–0,8 м на местности) в совокупности с современными нейросетевыми технологиями их обработки позволило отслеживать все этапы строительства моста и подъездных путей, оценивать параметры строительства, степень активности строительства.

Ctrl + колесико мыши
масштабирование карты
Временные срезы
выберите нужную дату на временной шкале
Режим сравнения
выберите нужный временной срез на каждой половине карты и используйте шторку для сравнения снимков

Результаты детального дешифрирования

Ситуация на 4 июня 2016 г.

На космическом снимке со спутника Ресурс-П за 4 июня 2016 г. со стороны Китая наблюдаются подготовительные работы к строительству путепровода через р. Амур.

04-06-16.PNG

Космический снимок Ресурс-П за 4 июня 2016 г.

04-06-16zoom.PNG

Увеличенный фрагмент космического снимка Ресурс-П за 4 июня 2016 г.

Ситуация на 9 апреля 2017 г.

На космическом снимке Ресурс-П за 9 апреля 2017 г. со стороны Китая начато возведение первой концевой опоры моста непосредственно на берегу реки. Российские специалисты параллельно со строительством 278-метрового моста через протоку Каникурганскую ведут земляные работы, чтобы обеспечить доступ к возведению первой опоры. На объекте работают 16 самосвалов, 5 грейдеров, 6 экскаваторов и 3 подъемных крана, всего было зафиксировано 30 единиц строительной техники.

09-04-17.PNG

Космический снимок Ресурс-П за 9 апреля 2017 г.

09-04-17zoom.PNG

Увеличенный фрагмент космического снимка Ресурс-П за 9 апреля 2017 г.

09-04-17zoom2.PNG

Увеличенный фрагмент космического снимка Ресурс-П за 9 апреля 2017 г.

Ситуация на 5 апреля 2018 г.

Работы ведутся, несмотря на ещё не растаявший лёд, сковывающий почти всё русло реки. Площадь земляных работ с китайской стороны составила 11 га, а со стороны России в связи с большой площадью размываемой территории 135 га. Количество строительной техники с 9 апреля 2017 г. возросло почти в 2 раза. На объекте трудятся 9 подъемных кранов, ведут земляные работы 10 экскаваторов, 2 грейдера и 49 самосвалов. К 5 апреля 2018 г. китайские строители завершают возведение всех опор моста со своей стороны, активно ведется монтаж пролетных строений. Российские специалисты возвели две из пяти опор, начался монтаж пролетных строений. Параллельно с возведением основного транспортного перехода российские специалисты завершили строительство 278-метрового моста через протоку Каникурганскую и активно ведут земляные работы в пределах подъездных дорог.

05-04-18.PNG

Космический снимок Ресурс-П за 5 апреля 2018 г.

05-04-18zoom.PNG

Увеличенный фрагмент космического снимка Ресурс-П за 5 апреля 2018 г.

05-04-18zoom2.PNG

Увеличенный фрагмент космического снимка Ресурс-П за 5 апреля 2018 г.

tech05-04-18.PNG

Увеличенный фрагмент со строительной техникой на космическом снимке

Ситуация на 19 сентября 2019 г.

К 19 сентября 2019 года обе части моста были соединены. Одновременно завершился монтаж вант на российской и китайской стороне. Всего было смонтировано 48 вант. Китайские специалисты завершили армирование и бетонирование плиты проезжей части. Российские специалисты приступили к бетонированию своей части моста, параллельно выполняя работы по укладке дорожного покрытия подъездных дорог. На объекте строительства автоматическими алгоритмами выявлено 114 единиц техники. На завершающей стадии сооружение подъездных дорог. Добыча песка активно ведется прямо на острове Верхнекурганский, что упрощает доставку строительных материалов.

19-09-19.PNG

Космический снимок Ресурс-П за 19 сентября 2019 г.

19-09-19zoom.PNG

Увеличенный фрагмент космического снимка Ресурс-П за 19 сентября 2019 г.

19-09-19zoom2.PNG

Увеличенный фрагмент космического снимка Ресурс-П за 19 сентября 2019 г.

На заснеженном изображении видно, что основные работы по возведению моста и на прилегающих территориях завершены. На объекте осталась техника для обслуживания дорог. Однако открытие движения будет задержано ещё на 15 месяцев в связи с пандемией.

26-11-20.PNG

Космический снимок Ресурс-П за 26 ноября 2020 г.

26-11-20zoom.PNG

Увеличенный фрагмент космического снимка Ресурс-П за 26 ноября 2020 г.

08-07-21.PNG

Космический снимок Ресурс-П за 8 июля 2021 г.

08-07-21zoom.PNG

Увеличенный фрагмент космического снимка Ресурс-П за 8 июля 2021 г.

Техника в зоне строительства

На каждом этапе строительства применялось множество различной техники. Благодаря технологиям автоматического распознавания на основе искусственного интеллекта нам удалось подсчитать её количество на каждом снимке. Также можно увидеть размеченную технику на снимке за 2021 г. на интерактивной карте выше.

Карьеры в зоне строительства

Графики показывают, как активно использовались самосвалы и экскаваторы. Для сооружения таких масштабов требуется привезти множество песка. На снимках без труда видно, как вырастают песчаные горы. Видно и откуда песок подвозят. Для этого по соседству началась разработка карьеров сразу в нескольких местах: непосредственно на острове Верхнекурганском, а также в стороне от основной площадки – вдоль новых подъездных дорог и в районе строительства автомобильного моста через р. Зею.

карьеры в зоне строительства.PNG

Оперативная обстановка по состоянию на 27 июня 2022 г.

В заключение

Прогнозируется, что введение моста в эксплуатацию позволит увеличить товарооборот РФ с КНР до 1 млн тонн грузов в год. Кроме того, транспортный переход позволит обеспечить необходимой инфраструктурой территорию опережающего развития "Приамурская", поможет сократить транспортные расходы для бизнеса, будет способствовать реализации инвестиционных проектов и развитию туризма.

В ближайших публикациях мы планируем осветить другие амбициозные, масштабные и стратегически важные строительные проекты в России.


Хотите быть в курсе актуальной информации?
Вы успешно подписались на нашу рассылку!