КАМАЗ и Набережные Челны: от фундамента до промышленного гиганта

КАМАЗ и Набережные Челны: от фундамента до промышленного гиганта

Мониторинг строительства города Набережные челны совместно с заводом КамАЗ

Темы

Группа компаний «КАМАЗ» является одной из крупнейших корпораций в России. Бурный рост Камского автомобильного завода в 70-е послужил толчком к развитию г. Набережные Челны Республики Татарстан. В наши дни гигант отечественного машиностроения с берегов Камы входит в число 20 ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Так, например, предприятие представлено в мировом ТОП-15 и ТОП-20 по объемам производства тяжелых грузовиков массой более 16 тонн и массой от 6 тонн соответственно. Качество и надежность грузовых автомобилей неоднократно подтверждалось в ходе известных мировых ралли-рейдов. В 2022 году команда «КАМАЗ-Мастер», представляющая завод, заняла все призовые места на престижной автогонке «Дакар», чем вновь подтвердила звание самой титулованной команды мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков.

Применение современных методов дешифрирования космических снимков высокого пространственного разрешения позволило специалистам АО «Терра Тех» отследить и оценить этапы строительства завода КамАЗ, и как становление этого предприятия повлияло на развитие г. Набережные Челны, в котором расположена основная производственная площадка.

Факторы размещения производства

Более 70 исследовательских институтов изучали множество регионов СССР, от Западной Украины до Восточной Сибири, для выбора места строительства автомобильного завода, который должен был производить дизельные грузовики. В 1969 году на основе их рекомендаций было принято решение о начале строительства комплекса заводов грузовых автомобилей в Набережных Челнах, небольшом городке на реке Каме, с населением около 35 тысяч человек.

В сравнении с другими предложенными вариантами у этого города был ряд явных преимуществ. Во-первых, хорошая транспортная доступность – в регионе представлены всевозможные виды транспорта от автомобильного до водного. Железные дороги и автодороги могли привести в любую точку большой страны, а наличие реки Камы позволяло использовать водный транспорт. Так, например, по Каме могли ходить суда типа «река – море». Еще рядом с Набережными Челнами находились такие промышленные центры, как Горький, Ульяновск, Тольятти и Ижевск. Это обеспечивало доступность сырья и полуфабрикатов. Также в районе Набережных Челнов уже функционировала Заинская ГРЭС и строилась Нижнекамская ГЭС, что гарантировало достаточное количество электроэнергии. Большим плюсом была густонаселенность района строительства, что позволяло обеспечить завод рабочими руками. Экономико-географическое положение города давало большие надежды перед открытием легендарного предприятия.


Спутниковый мониторинг

При помощи современных методов дешифрирования по снимкам высокого пространственного разрешения специалистами «Терра Тех» был осуществлен мониторинг развития функциональных зон города в период с 1972 года по настоящее время. Было рассмотрено 11 временных срезов космической съемки: 1972; 1979; 1985; 1990; 1995; 2000; 2005; 2010; 2015;2020; 2023 годы.

Всего на территории Набережных Челнов выделяется 5 типов функциональных зон:

  •   Производственная
  •   Жилая (селитебная) и общественно-деловая
  •   Инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры
  •   Пригородная с местами и объектами для отдыха населения
  •   Активное строительство

Набережные Челны стали большим государственным экспериментом для создания нового типа города, в котором сочетались линейный город и микрорайонная застройка. При строительстве основное внимание уделялось самому заводу, в то время как социальная инфраструктура города планировалась с расчетом на будущее. Поэтому с самого начала строительства для рабочих стал возводиться «Новый город», такое название получил район новых зданий, расположенных к северу от завода. 

Районирование Набережных Челнов


История развития КамАЗа и Набережных Челнов

В конце 1960-х годов Советскому Союзу требовалось увеличить количество грузового транспорта. В связи с этим, в 1969 году было решено построить автомобильный комплекс в Набережных Челнах. Завод должен был специализироваться на производстве тяжелых грузовиков. К концу десятилетия в городе были построены бетонный и кирпичный заводы, а также Нижнекамская ГЭС. Строительство завода КамАЗ началось 13 декабря 1969 года.

Церемония заложения памятного камня основания КамАЗа

Со строительством автомобильного завода толчок к развитию получил и город. Были поставлены масштабные задачи по обеспечению населения жильем и коммунальными услугами. Для быстрого решения жилищного вопроса рабочих и будущих сотрудников КамАЗа в марте 1970 года, сразу после начала строительства автомобильного завода в Камском регионе, было создано строительно-монтажное подразделение КамАЗа, отвечающее за возведение жилых домов для приезжих специалистов. Развитие территории Нового Города началось с освоения пустошей в окрестностях Набережных Челнов. Позднее этот район заселили строители КамАЗа. В первые годы активной застройки людей размещали во временных жилищах, которые располагались прямо у предприятий, где они работали. Таким образом, образовались целые жилые районы. Численность населения Набережных Челнов увеличилась с 30 тыс. человек в 1960-е годы до 375 тыс. человек к 1980 году.

1972 - 1979

Осенью 1970 года был заложен первый камень в фундамент ключевого объекта КамАЗа – ремонтно-инструментального завода, а следом и литейного завода, системы очистки воды, городского автотранспортного предприятия.

Территория КамАЗа в 1972 году, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

16 февраля 1976 года с конвейера сошел первый грузовик «КамАЗ», что ознаменовало начало серийного производства грузовых автомобилей.      

Первый сошедший с конвейера КамАЗ

Основная движущая сила роста г. Набережные челны напрямую зависела от Камского автомобильного завода. В январе 1971 года в городе был построен первый 12-ти этажный жилой дом для первых работников «КамАЗа». В 1973 году с запуском основных объектов первой очереди завода заработал первый блок ТЭЦ, существенно улучшивший городское теплоснабжение и электроснабжение.

Активная застройка Автозаводского и Центрального районов Набережных Челнов, в которых расположился Новый город, шла уже в 1979 году. Постепенно временные вагончики для проживания первых рабочих замещались кварталами жилых и административных зданий, улучшалась дорожная инфраструктура.

Участки строительства Нового Города на 1979 год, отображенные на высокодетальном снимке от 2023 года

Развитие нового завода положительно сказалось не только на соседних территориях, но и на некоторых участках старого города. Так, в районах ЗЯБ-Комплекс 16, ЗЯБ-Комплекс 17, ГЭС-10, Мироновка был возведен ряд жилых зданий для работников завода.

Застройка в районах ГЭС, ЗЯБ и Мироновка, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

Функциональные зоны Набережных Челнов на 1979 год, отображенные на высокодетальном снимке от 2023 года

Площадь функциональных зон города на 1972 год составляла 4388,76 га и выросла к 1979 году на 1654,47 га: 

Функциональная зона Жилая (селитебная) и общественно-деловая Активное строительство Инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры Пригородная с местами и объектами для отдыха населения Производственная Суммарная площадь
1972 329,21 2290,21 78,62 536,65 1154,07 4388,76
1979 898,05 2312,99 182,66 647,43 2002,1 6043,23
Прирост/убыль площади функциональных зон 568,84 22,78 104,04
110,78
848,03
1654,47

В данный период наблюдался наибольший рост численности населения – 246381 человек. Активному росту жилой зоны на 568,84 га сопутствовало значительное увеличение площади производственной зоны - на 848,03 га.

1979 - 1985

В июне 1979 года с главного конвейера сошел миллионный грузовик. Началось активное внедрение систем автоматизации производства, что значительно повысило его эффективность.

В феврале 1981 года была завершена вторая очередь строительства КамАЗа — полностью построен завод по производству двигателей и начато строительство завода транспортного электрооборудования и «КамАЗ-Энерго».


Территория КамАЗа в 1979 году, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

Благодаря успешному развитию Камского автомобильного завода Набережные Челны на длительное время стали одним из центров градостроительства не только в Татарстане, но и во всем Советском Союзе.

Большое значение КамАЗа в СССР позволяло привлекать к развитию города лучших специалистов в градостроительстве. Советские архитекторы создали продуманную инженерную и транспортную инфраструктуру, учли инсоляцию, аэрацию и зеленые зоны. Проектировщики стремились к тому, чтобы жилые кварталы, с одной стороны, находились на значительном расстоянии от промышленной зоны КамАЗа, а с другой – выходили на берег Камского водохранилища и лесные массивы. Новое жилье строилось как в старой части города, так и на прилегающей территории (нынешний Комсомольский район). Однако основная часть строительства была сосредоточена на незастроенных участках Автозаводского и Центрального районов - в Новом Городе.

В начале 80-х Новый Город расширялся ударными темпами. Постоянно появлялись новые жилые и административные здания высокого качества для работников КамАЗа. Уже в 1985 году в эксплуатацию было введено 10 жилых кварталов.

Строительство Нового Города на 1985 год, отображенное на высокодетальном снимке от 2023 года

Достижения, которых добился «КамАЗ», привели к тому, что Новый Город увеличивался буквально на глазах. В начале 80-х были построены новые районы: малоэтажный район Рябинушка, многоэтажный район Красные Челны и т.д. Не переставали застраиваться многоэтажными жилыми объектами районы ЗЯБ и Орловка. Также был построен СТ-Юбилейный.


Застройка в районах ЗЯБ, Рябинушка, Орловка, СТ-Юбилейный, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

Функциональные зоны Набережных Челнов на 1985 год, отображенные на высокодетальном снимке от 2023 года

Площадь функциональных зон города на 1979 год составляла 4388,76 га и выросла к 1985 году на 1589,65 га.

Функциональная зона Жилая (селитебная) и общественно-деловая Активное строительство Инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры Пригородная с местами и объектами для отдыха населения Производственная Суммарная площадь
1979 898,05 2313,99 182,66 647,43 2002,1 6043,23
1985 1088,1 2960,88 191,78 1640,66 1751,55 7632,88
Прирост/убыль площади функциональных зон 189,64 647,89 9,12
993,23
-250,55
1589,65

В данный временной период наблюдалось уменьшение производственной зоны почти на 12,5%. Но работа и развитие предприятий КамАЗа не переставали оказывать положительное влияние на темпы строительства города и окрестностей. Благодаря беспрерывному возведению Нового Города и промышленных объектов продолжился рост зоны активного строительства. Почти в 3 раза возросла пригородная и рекреационная функциональные зоны. Всё в совокупности способствовало росту численности населения Набережных Челнов в полтора раза – с 301381 чел. до 451000 чел.

1985 - 1990

Конец второй половины 80-х ознаменовался тем, что в эксплуатацию был сдан завод транспортного электрооборудования. Постепенно модернизировался литейный и автомобильный завод. Более того, был построен агрегатный завод.

«Жемчужина» Татарстана, Камский автомобильный завод, достигал все новых и новых высот. С расширением производства стало возможно к задачам выпуска самых качественных грузовых автомобилей в СССР добавить изготовление машин для личного пользования. Так в 1987 году было начато производство легендарных микролитражных автомобилей «Ока». И уже к концу года, 21 декабря, с конвейера сошел первый легковой автомобиль «Ока-ВАЗ-1111».

Территория КамАЗа в 1985 году, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

С новыми высотами, которых достиг Камский автомобильный завод в машиностроении, усилилась застройка территории Нового Города. После 1985 года площадь активного строительства значительно возросла, поэтому на карте города появились районы: 40 Комплекс, 41 Комплекс, 17 комплекс, 18 Комплекс, 50 Комплекс, 51 Комплекс и др.

Территория строительства Нового Города в 1990 году, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

Параллельно в рассматриваемый временной промежуток увеличились пригородные районы СНТ «Кама», ПО СНОГ «Отделочник» и т.д.

СНТ «Кама» и ПО СНОГ «Отделочник»

Функциональные зоны Набережных Челнов на 1990 год, отображенные на высокодетальном снимке от 2023 года

Новые достижения и развитие КамАЗа положительно повлияли на рост Набережных Челнов с 1985 по 1990 год. И если на начало рассматриваемого периода площадь функциональных зон города составляла 7632,88 га, то к концу она выросла на 1448,54 га.

Функциональная зона Жилая (селитебная) и общественно-деловая Активное строительство Инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры Пригородная с местами и объектами для отдыха населения Производственная Суммарная площадь
1985 1088,1 2960,88 191,78 1640.66 1751,55 7632,88
1990 1258,7 1070,55 221,04 2139,25 4391,91 9081,42
Прирост/убыль площади функциональных зон 170,66 -1890,33 29,26 498,59 2640,36 1448,54

За увеличением производственной функциональной зоны почти в два с половиной раза последовал рост пригородной и рекреационной зон. Численность населения Набережных Челнов увеличилась на 60 тыс. человек.

1990 - 2000

В начале 90-х вместе со всей страной «штормило» и «КамАЗ». Из-за общего спада производства в России и проблем с финансированием на заводах КамАЗа сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Началась эпоха застоя и стагнации. Огромные мощности стояли без дела в ожидании своего часа. Апогеем всех бед стал пожар 14 апреля 1993 года на заводе двигателей, охвативший всё предприятие. Но всё было восстановлено благодаря поддержке правительства России и Республики Татарстан рекордно быстрыми темпами.

Последствия пожара на заводе двигателей КАМАЗа

В 1993 году завод двигателей возобновил выпуск продукции«КамАЗ» снова начал возвращаться на лидирующие позиции в производстве грузовых автомобилей. А уже в 1994 году был расширен завод по производству микролитражных автомобилей «Ока. Эпоха стагнации и застоя, длившаяся несколько лет, закончилась с увеличением производительности легковых автомобилей до выпуска 75000 машин в год.

Территория КамАЗа в 1995 году, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

Временный упадок предприятия негативно сказался и на качестве уровня жизни населения г. Набережные Челны, так как завод являлся градообразующим предприятием. Но даже при спаде строительства и производства значимая роль «КамАЗа» для машиностроительной отрасли страны не снижалась, параллельно влияя на развитие города. Примером является то, что по указу президента Российской Федерации 1992 года новые территории для расширения были выданы заводу двигателей (21 участок), литейному заводу - 16, агрегатному заводу - 13, ПРЗ - 8, автомобильному заводу – 10 вместе с участками, которые получили работники предприятия под застройку в 67, 67а, 70а и 71 микрорайонах Набережных Челнов.

С окончанием нескольких лет стагнации на КамАЗе сразу же усилилось развитие города. В итоге в 90-е годы было введено в эксплуатацию 12 жилых кварталов. И хоть строительство этих кварталов началось еще при советской власти, оно всё-таки было закончено к началу XXI века. На карте города появились новые районы: 42 Комплекс, 43 комплекс, 44 Комплекс, 45 Комплекс, 23 Комплекс, 24 Комплекс и др.

Также рядом с Новым Городом появились районы малоэтажной застройки 67 комплекс, 66 комплекс, Большая Шильна и т.д. Строительство Нового города в конце 1999 года находилось на завершающей стадии.

Территория строительства Нового Города в 2000 году, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

Не отставал от Нового Города и Старый Город. В этих районах были построены малоэтажные районы Замелекесье, Суар, СДТ «Силикатчик» и др. Также началось строительство многоэтажных районов ЗЯБ.

Районы Замелекесье, Суар, ЗЯБ, отображенные на высокодетальном снимке от 2023 года

Функциональные зоны Набережных Челнов на 2000 год, отображенные на высокодетальном снимке от 2023 года

Площадь функциональных зон города на 1990 год составляла 7632,88 га и выросла к 2000 году на 1439,37га.

Функциональная зона Жилая (селитебная) и общественно-деловая Активное строительство Инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры Пригородная с местами и объектами для отдыха населения Производственная Суммарная площадь
1990 1258,67 1070,55 221,04 2139,25 9081,42
2000 1877,15 654,49 307,59 2837,56 4884 10520,79
Прирост/убыль площади функциональных зон 618,48 -416,06 86,55 698,31 452,09 1439,37

В данный период сильно выросла площадь жилой и общественно деловой зон. Особенно сильно выделяется увеличение площади пригородной и рекреационной зон. Площадь активного строительства на начало нулевых сильно уменьшилась, вероятно, из-за неблагоприятной экономической и демографической обстановки: численность населения за 10 лет возросла всего на 3,5 тыс. человек.

2000 - настоящее время

В XXI веке «КамАЗ» окончательно вернулся на лидирующие позиции в машиностроении. Этот кластер производства продолжил свое активное развитие. Меньше 10 лет назад, в марте 2016 года, в Набережных Челнах был дан старт строительству завода совместного производства кабин.

К концу 10-х годов этого века, в мае 2018 года, успешно был сдан в эксплуатацию и заработал новый завод каркасов кабин. Удивительно то, что производственная площадка была возведена в рекордно сжатые сроки – всего за полтора года.  


Территория КамАЗа в 2023 году, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

Расцвет «КамАза» вследствие стабилизации экономики России в 2000-х годах положительно повлиял и на г. Набережные Челны. Возобновился рост числа разных видов производства, город на р. Кама стал усиленно развиваться. В наши дни современная промышленная зона Набережных Челнов представлена различными предприятиями. Так, например, появился ОАО «Чeлны Холод» - крупнейший в регионе производитель полуфабрикатов, мороженного и других продуктов питания. Появился крупный хлебозавод АО «Челны Хлеб», обеспечивающий жителей города вкуснейшей выпечкой и хлебной продукцией. В птицеводческой отрасли региона ведущие позиции заняло предприятие ООО «Челны Бройлер». Открылась ОАО «Булгар пиво» - крупнейшая пивоварня в Закамском районе. Жилищный фонд города постоянно расширяется, были построены и сданы в эксплуатацию новые здания и микрорайоны, такие как Радужный, Яшьлек и другие. Продолжается строительство жилых и административных районов, начатое еще в советское время, развивается район бизнес-центра, появляются ИТ-парки.

Новая промышленная зона города, отображенная на высокодетальном снимке от 2023 года

Район Яшьлек, отображенный на высокодетальном снимке от 2023 года

Сейчас территория, на которой расположен комплекс заводов на Каме, занимает третью часть Набережных Челнов, что соответствует 57км². В Набережных Челнах осуществляется точечное строительство объектов жилой и общественно-деловой зоны, а также объектов инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры. За последние 13 лет также значительно выросла площадь пригородной функциональной зоны.


Функциональные зоны Набережных Челнов на 2023 год, выделенные на высокодетальном снимке от 2023 года

Площадь функциональных зон города на 2000 год составляла 10520,79 га и выросла к 2023 году на 2825,65 га.

Функциональная зона Жилая (селитебная) и общественно-деловая Активное строительство Инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры Пригородная с местами и объектами для отдыха населения Производственная Суммарная площадь
2000 1877,15 654,49 307,59 2837,56 4844 10520,79
2023 2458,91 261,55 644,71 4637,28 5343,99 13346,449081,42
Прирост/убыль площади функциональных зон 581,76 -392,94 337,12 1799,72 499,99 2825,65

 
С 2000 по 2023 год из-за оживления производства значительно выросла производственная зона, активное строительство продолжилось, но его темпы снизились. Значительно выросли жилая и пригородная (рекреационная) функциональные зоны. Вместо с этим численность населения Набережных Челнов выросла на 30 тыс. человек.

Результаты

После выделения функциональных зон Набережных Челнов по снимкам высокого пространственного разрешения были рассчитаны изменения площадей каждой зоны за рассматриваемые периоды.


Согласно графику, нарастание активности стройки происходило с 1972 года до 90-х годов, после 1990 наблюдались локальные подъемы и спады. Жилая зона безостановочно росла вместе с заводом, удерживая темпы даже в период временного застоя предприятия.

Рост производственной зоны также расширялся, но после 1990 года темпы стали более плавные, без резких скачков. Инженерная, транспортная и коммунальная инфраструктуры увеличивались постепенно с момента основания КамАЗа и до сегодняшних дней.

В XXI веке наблюдается резкий рост пригородных территорий с местами и объектами для отдыха населения.

Численность населения Набережных Челнов активно росла до 1995 года, в начале 00-х наблюдался спад, но сейчас количество людей, проживающих в городе, растет постепенно и равномерно.

Ctrl + колесико мыши
масштабирование карты
Работа с легендой
вы можете включать/отключать отображение на карте объектов нужного типа

Выводы

Специалисты АО «Терра Тех», компании холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») провели анализ истории развития КамАЗа и Набережных Челнов по космическим снимкам высокого разрешения.

Благодаря развитию «КамАЗа» сотни тысяч граждан получили комфортабельное жильё, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. Предприятия «КамАЗа» обеспечили появление в Прикамье мощного промышленного и научного центра, а также развития пригородной сельскохозяйственной зоны. Если в 1960-е годы в Набережных Челнах проживало около 30 тысяч жителей, то сегодня — более полумиллиона человек.

Средства космического мониторинга являются источником альтернативных данных, благодаря которому можно удаленно получать объективную информацию о строительстве и его активности.


Хотите быть в курсе актуальной информации?
Вы успешно подписались на нашу рассылку!