Невечная мерзлота

Невечная мерзлота

Таяние многолетней мерзлоты может повредить федеральную трассу «Колыма»

Темы

65% территории России занимают многолетнемерзлые породы, что предполагает особые условия ведения хозяйства: при техногенных нарушениях мерзлоты подтаивает и деформируется грунт, повреждая строения и коммуникации, поэтому за мерзлотой необходим тщательный контроль.

Вечная мерзлота

Вечной, или многолетней мерзлотой называют грунты, имеющие постоянную температуру ниже 0 °С в течение года и более. В большинстве случаев такие грунты содержат лед в разных формах и переохлажденную воду.

По характеру распространения многолетняя мерзлота подразделяется на сплошную, прерывистую, спорадическую, островную и реликтовую. Она может быть разной мощности, температуры и льдистости. Зона распространения многолетней мерзлоты называется криолитозоной. Криолитозона занимает северные части Евразии и Северной Америки, а в южном полушарии мерзлота распространена только в высокогорьях и в Антарктиде.

В России мощность многолетней мерзлоты увеличивается по мере возрастания континентальности климата, одновременно снижаются ее температуры. Наибольшая льдистость мерзлоты наблюдается в тундровой зоне и по долинам рек, где увлажнение избыточно.


Распространение многолетней мерзлоты

Источник: Global Terrestrial Network for Permafrost

Многолетнемерзлые породы России

Источник: Большая российская энциклопедия
Границы РФ приведены по состоянию на 01.01.2014. 


Деградация многолетней мерзлоты

В последнее десятилетие многолетняя мерзлота тает быстрее, чем когда-либо. Это связано с потеплением климата и техногенными нарушениями мерзлого слоя: строительство, вырубки и другие воздействия нарушают тепловой и водный режим почв. Деградация многолетней мерзлоты во многом связана с освоением Севера.

В криолитозоне ведущими факторами рельефообразования являются те, что связаны с мерзлотой: это криогенные и термокарстовые процессы. Криогенные процессы связаны с изменением объема горных пород из-за изменения температур; термокарстовые – с таянием самой мерзлоты. Образуются полигональные грунты, бугры пучения, озерные котловины, формируются просадки грунта. Дополнительно рельеф изменяют солифлюкционные, абразионные, эрозионные, склоновые процессы.

Таяние многолетней мерзлоты приводит к деформации построек, высвобождению парниковых газов и исчезновению местообитаний животных.

Инженерная защита строений в криолитозоне

Чтобы снизить риск нарушения многолетней мерзлоты, строительство в криолитозоне ведется с применением специальных технологий ее защиты, которые позволяют сохранить температурный, водный и воздушный режимы:

  • строительство на сваях
  • сооружение насыпей
  • устройство вентиляционных труб

Необходимость изучения многолетней мерзлоты

Строительство на мерзлоте и поддержание существующей инфраструктуры требуют значительных ресурсов. По оценкам Минприроды, 40% построек, расположенных на многолетней мерзлоте, деформированы. В 2019 году аналитики Минвостокразвития оценили ежегодный экономический ущерб от таяния многолетней мерзлоты в 50 – 150 млрд руб. Темпы потепления на территории нашей страны в 2,5 раза превосходят среднеглобальные – это значит, что сезонное таяние мерзлоты будет проявляться все сильнее. В криолитозоне расположены важнейшие ресурсные регионы страны, где идет активное освоение территории. Все это делает изучение мерзлоты особенно важным.

Создание федерального закона о многолетней мерзлоте обсуждается уже несколько лет. Предлагается создание сети мониторинга многолетнемерзлых пород для регулярных наблюдений за мерзлотой по всей стране. Среди подобных программ – CALM (Circumpolar Active Layer Monitoring) и GTN-P (Global Terrestrial Network for Permafrost). Большой опыт России в освоении Севера значительно обогатил бы существующие данные. В настоящее время существуют региональные законы, регулирующие деятельность на мерзлоте, например, в Якутии.

Специалисты АО «Терра Тех», дочерней компании АО «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию Роскосмос) проанализировали динамику мерзлотных процессов вдоль участка федеральной трассы «Колыма». Мониторинг состояния дорог, построенных на многолетнемерзлых породах, позволяет выявить потенциальные факторы риска и своевременно провести мероприятия по защите трассы от деформации. Это позволит повысить безопасность дорожного движения и обеспечить регулярность перевозок.

Трасса "Колыма"

Автодорога Р-504 "Колыма" проходит от Якутска до Магадана, и имеет общую протяжённость 2032 километра. Это одна из главных дорог Дальнего Востока.

Строительство трассы велось рабочими «Дальстроя» в 1931 – 1953 гг. в связи с развитием горнодобывающей промышленности на верхней Колыме. Трасса частично заасфальтирована. Планируется строительство моста через р. Алдан.

Материалы и методы исследования

Для выявления динамики мерзлотных процессов были использованы данные современной и архивной спутниковой съемки высокого разрешения. Обследован участок между 179-ым и 260-ым км федеральной трассы «Колыма» от с.Чурапча до с.Ытык-Кюёль. Протяженность изученного отрезка дороги составляет 81 км.

На основе анализа спутниковых изображений выявлены современные термокарстовые процессы: это вытаивание повторно-жильных льдов с последующим образованием полигональных грунтов, образование термокарстовых озер и формирование их будущих котловин. Все эти процессы признаны факторами риска повреждения дорожного полотна.

В зависимости от набора форм рельефа и степени их выраженности определены 6 степеней риска для трассы от очень низкой до очень высокой.


Критерии оценки риска

Проявления/Степень риска Очень низкая Низкая Средняя Довольно высокая Высокая Очень высокая
Нет вытаиваний +
Вытаивания повторно-жильных льдов с одной стороны дороги + +
Вытаивания повторно-жильных льдов по обе стороны дороги +
Термокарстовые озёра с одной стороны дороги + +
Термокарстовые озёра по обе стороны дороги +

Регион исследования

Местоположение изучаемого участка трассы

Республика Саха отличается резко-континентальным климатом, вследствие чего мощность многолетнемерзлых грунтов в регионе повышена. В рассматриваемом регионе мерзлота сплошная, мощностью от 100 до 400 м, с температурой от -3 °С до -5 °С на глубине 10-15 м.

Из-за высоких летних температур (средняя температура июля в Якутске составляет +20°C) мерзлота тает, способствуя проявлению криогенных и термокарстовых процессов. 

Примеры термокарстовых процессов вдоль трассы

Вытаивание повторно-жильных льдов у с.Чурапча


Полигональный рельеф и вытаивание повторно-жильных льдов по обе стороны трассы


Термокарстовые озера по обе стороны трассы

Риски, связанные с термокарстовыми процессами

Ctrl + колесико мыши
масштабирование карты
Работа с легендой
вы можете включать/отключать отображение на карте объектов нужного типа

Около 40% длины изученного отрезка трассы могут быть повреждены из-за развития термокарстовых процессов.

На 61,2% трассы (50,6 км) почти не наблюдается развитие термокарстовых процессов. Самый низкий уровень риска имеет участок от с. Харбала 1-я до с. Харбала 2-я.

12,1% трассы (10 км) подвержены риску ниже среднего. Это участки от с. Харбала 2-я до с. Кыйы и от с. Кыйы до с. Черкёх.  

6,5% трассы (5,4 км) подвержено среднему уровня риска разрушения из-за термокарстовых процессов: на этой стадии озёр вдоль дороги еще нет, но присутствуют следы вытаивания ледяных жил.

15,6% (12,9 км) трассы подвержено риску выше среднего: вблизи трассы хотя бы с одной из сторон расположены молодые термокарстовые озёра.

Высокому и очень высокому риску повреждения подвержено 4,6% изученного участка – это 3,8 км трассы. Особенно подвержен риску отрезок между с. Черкёх и с. Боробул.


Заключение

Изученный отрезок трассы «Колыма» почти на 40% своей протяженности (32 км) подвержен риску развития термокарстовых процессов.

Мониторинг состояния криолитозоны необходим в условиях ее хозяйственного освоения. Для предотвращения техногенных деформаций рельефа и повреждений построек необходимо проводить регулярные измерения характеристик многолетнемерзлых пород. Космическая съемка позволяет оценить состояние поверхности территорий распространения мерзлоты на больших площадях.




Хотите быть в курсе актуальной информации?
Вы успешно подписались на нашу рассылку!